Суджанский техникум искусств

Город Суджа - гончарная столица Курского края

Возникновение город Суджа теряется в глубине веков и, хотя строительство суджанской крепости относится к 1664 году, но и до этого периода, как казачье сотенное место Суджа уже существовала, охраняя русские земли от набегов татар. Археологические находки сделанные на территории города и Суджанской земли показывают, что ещё с 3-4, а затем и 5-7 веков в этих местах существовали крупные славянские объединения и, судя по находкам уже 6 кладов со славянскими, византийскими, прибалтийскими, германскими украшениями, в этих местах могли, находится раннеславянские княжества.

Проходили важнейшие торговые пути с севера на юг, и востока на запад, в том числе и по рекам Псёлу и Судже. В 8-10 столетии в этих местах создали свои городища племена славянского племени «Северян», а в районе села Горналь существовал город периода Киевской Руси. На этой территории находились поселения половцев союзные русским князьям.

В период монголо-татарского нашествия эти места также были обитаемы, и татары в 13-14 веках использовали старые укрепленные центры для сбора дани. В 14-15 веках эти земли почти на 200 лет входят в состав Польско-Литовского государства и река Суджа впервые упоминается в описании польских дорог в 1584-1598 гг, есть все основания полагать, что и в этот период земли эти были обитаемы. И дальнейшая история в 16-17 столетии связана историей казачества в с Суджанском крае. Следует заметить, что все эти археологические и исторические периоды оставили образцы керамического искусства. Есть основания утверждать о наличии гончарных центров с периода, так называемой Черняховской культуры 3-5 веков нашей эры.

Древние гончарные легенды сл. Гончаровки, какая располагалась около города Суджи рассказывают о том, что Святые люди, шедшие из Иерусалима на север Руси делали остановку на Гончарной Горе и местным жителям предсказали, что в этом месте будет значительный гончарный промысел. Одной из загадок Гончарной Горы стало то, что уже в первом описании города 1664 года, упоминается Гончарная слобода, в какой было 100 дворов, церковь Вознесения и шинковый двор. В то время даже крупные города, не имели такого количества гончаров сосредоточенных в одном месте. Известно, что уже в то время гончары были объединены в ремесленный гончарный цех, какой объединял большинство жителей Гончарной слободы. Именно цех положил основу развития этого ремесла в слободе, регулировал работу и образ жизни гончаров. Гончарные объединения мастеров были распространены на территории Украины и вероятнее всего, часть гончаров пришла в Суджу из других гончарных центров Правобережной и Левобережной Украины.

Цеховое устройство Суджанский промысел сохранил до сих пор и это еще одна тайна, до конца не раскрытая. В связи с этим хотелось бы рассказать подробнее о цеховом устройстве Суджанских гончаров. Цехом управляли цехмейстеры, должность эта была выборная, но избирали цехмейстера пожизненно. Мастера работали семейно, каждый в своём доме. Цеховые мастера собирались на собрания в доме цехмейстера. Он передавал для сбора мастеров особый знак «цишку» и день и час, когда состоится собрание. Она передавалась от мастера к мастеру пока не обходила всех мастеров и не возвращалась цехмейстеру. В цехе были старшие мастера, а также младшие подмастерья, а также ученики. Цехмейстер в делах своего ремесла имел право суда над мастерами, наказания были в виде денежных штрафов, а также телесные - виновных ставили на колени «на каменцы», камушки которые выбирались из глины при её очистке на определённое время. Если виновный много раз попадался, например, на краже, его могли наказать кнутом /пугой/ или исключить из цеха. Ремесленные цеха, обычно участвовали в жизни своих приходских храмов, мастера жертвовали на храм, часть своих изделий или свечей, икон, принимали участие в украшении храмов и крестных ходах. Суджанские гончары имели свой герб, а также хоругвь или значок, с изображением герба или святого какого почитали гончары. Обязательной принадлежностью цеха была цеховая «скрынька» сундук, в котором находилась цеховая денежная сумма, а также другие атрибуты цеха.

У гончаров цеховая скрынька закрывалась на два замка, ключи находились у цехмейстера и «пидскарбия», какого гончары называли «ключик». У гончаров для несения покойника на кладбище были свои резные «мары», какие накрывали сукном с изображением на нем цеховых знаков и надписей. Гончары от властей города имели льготу монополию на то, что на городском кладбище они за особую плату копали могилы и устраивали склепы, за деньги, вырученные от этого, они через цехмейстера покупали участки земли, где залегали гончарные глины. Затем эта льгота, стала обычаем, какой сохранялся у мастеров до начала ХХ века. Гончары, как природные казаки имели в частном пользовании землю, в 17 и первой половине 18 века имели право на вольное винокурение, устройство пасек, а также на льготы от налогов, этими правами пользовались все жители, жившие на казачьих землях. После того, как казачье устройство слободы, было ликвидировано при Екатерине Второй, жители слободы стали называться Войсковыми обывателями, а в Х/Х веке перешли в разряд государственных крестьян, при этом подгородная слобода Гончарная, вернула своё древнее название и стала официально именоваться войсковая казачья слобода Гончарная Гора. Ученики в гончарном цехе были трёх категорий: 1) обучались за плату, 2) грубники – бедные, взятые для обучения из сострадания без платы, 3) Сироты каких направляло общество, к мастеру, чтобы он учил сироту ремеслу в течение определенного срока. Если ребенок маленький от 5 до 10 лет, то в течение 12-15 лет, а если более взрослый, то на меньшие сроки. Мастер обязан был платить за него подати, также кормить и одевать. В то же время мастер, мог пользоваться плодами труда ученика.

Такая мера позволяла сохранять нравственность, ученик получал возможность стать подмастерьем, а затем и мастером хозяином своего дела. Таким образом, в слободе не распространялись нищенство и связанные с ним пороки воровство и тунеядство. Мастера на собраниях обсуждали права учеников на вступление в цех в качестве подмастерья, а затем и мастера. Различные проблемы, связанные с качеством изделий, какие делали мастера цеха и другие связанные с гончарным ремеслом проблемы.

Цеховое устройство Гончарной слободы официально просуществовало с середины 17 века, до первых десятилетий Х/Х века, когда вся жизнь слободы фактически находилась под влиянием цеховых законов – артикулов, какие до 17 века существовали в устной форме в виде обычаев и традиций гончаров, а затем стали записываться на бумаге. Некоторые гончарные цеха имели должность писаря, поскольку пользовались льготами цехам, какие давалось ещё при власти польских и литовских властей. Жители Гончарной слободы имели большую грамотность около 70% именно благодаря цеховому устройству слободы. Так как, писарь в цехе имел в обязанности и обучения учеников грамоте.

Из пяти ремесленных цехов, какие были в г. Судже первыми прекратили официальное существование – гончарный и ткацкий, а затем в середине Х/Х века кузнечный, кравцов /портных/, калашников /хлебников/. Однако из всех цехов, после их закрытия, только гончары в своем обществе продолжали избирать цехмейстера, соблюдать гончарные законы, придерживаться своих обычаев и традиций. Одно время они объединялись с цех в месте с печниками и перестали вести письменные дела, однако затем к концу Х/Х века вновь восстановили эту традицию. Расцвет промысла в Гончарной слободе приходится на первые 15-20 лет после отмены крепостного права, тогда в слободе ремеслом занималось 1200 человек, включая женщин и детей. Гончарной посудой Суджа в то время славилась в радиусе 200 верст. Однако затем, около 1880-1882 года количество занятых, гончарством стало снижаться, в основном это были печники, какие стали уходить на заработки в отхожие промыслы и крестьяне, какие делали гончарную посуду только тогда, когда был на неё спрос. Причем они, как правило, делали самые простые гончарные изделия горшки, кувшины, глечики под молоко. С давних времен Суджанские гончары, делали кроме гончарной посуды изразцы, простые и поливные. Цеглу, подовый кирпич, моги также делать и простой кирпич. И даже после одного из пожаров в первой половине Х/Х века, некоторые из них, стали свои дома изготавливать из кирпича. Известный местный исследователь А.И. Дмитрюков в журнале «Вестник Императорского географического общества» 1854 год в статье «Ремесла в городах Судже и Рыльске» упоминает и о том, что мастера в слободе Гончарной делали, в том числе и художественную керамику: «Кроме изразцов делают ещё из глины, помуравленные различные затейливые сосуды в виде медведей, орлов и других животных, и даже самовары». Этот факт интересен тем, что в России, это одно из первых упоминаний о фигурных сосудах. Например, в Скопине Рязанской губернии их начинают делать только в 60 годах Х/Х века. Важен и сам факт того, что мастера гончары используют для покрытия изделий глазурь, так как далеко не все гончарные промыслы в то время, имеют в своём развитии эти технологические возможности.

В других местах Курской губернии, такого сосредоточения керамических ремесел, а это гончарство, производство изразцов, печное и строительное дело, изготовление сосудов, глиняных игрушек, церковных керамических изделий, более негде не встречалось. Даже в то время, когда, конце Х/Х начале ХХ века начался значительный кризис и Суджанское земство пыталось помочь его преодолеть, был принят ряд мер его сохранения, промысел представлял хорошие шансы для его дальнейшего развития. Об этом писал известный специалист в области керамики Иван Зарецкий, из Полтавской губернии изучавший запасы гончарных и черепичных глин в Суджанском уезде. Суджанское земство организовало при уездной управе гончарный музей, где были специальные разделы заграничной керамики, мастерских Строгановского училища в Москве, мастеров Полтавской губернии, а также работы местных Суджанских мастеров.

Нужно отметить, что Суджа была ещё и торговым городом, где еще в 18 веке устраивалось 4 ярмарки имевшие репутацию одних из лучших в Курской губернии.

Одна из них Георгиевская устраивалась 23 апреля по старому стилю, когда отмечался праздник Святого Георгия – покровителя Курских гончаров и игрушечников. Через Суджу Кожлянские мастера отправляли глиняные расписные игрушки на Украину и юг России и даже Персию и Турцию. С конца Х/Х века стали продаваться изделия Опишнянских и других Полтавских мастеров, в основном миски, куманцы. Поэтому Суджа, по праву может называться столицей Курского гончарства и, несомненно, старейшим центром гончарной культуры Российского казачества.

В настоящее время в г. Судже, есть, все предпосылки для сохранения традиционных гончарных традиций. С 1990 года при Замостянской средней школе /сл. Замостье/ преподается гончарство и лепка Суджанских глиняных игрушек, до настоящего времени школа, остается одним из основных центров сохранения гончарства в Суджанском районе. С 1998 года в Суджанском музыкальном училище открыто отделение Декоративно- прикладного искусства и Народных промыслов « Художественная керамика», которое стало центром развития Суджанской керамики. Подготовленные за годы работы мастера-художники работают в разных городах России. Несколько человек стали народными мастерами России – Кучеров А.В., Глуховцова Ю.А., Евглевская Е.П., Поляков А.Н., а Никитина О.Ф. и Широких А.В. кроме этого, являются и членами Союза художников России.

С 2000 года, в Судже существует творческая группа, мастеров «Суджанский гончарный цех» которая продолжает традиции ремесленного гончарного цеха, какой был в Судже с середины 17 века. В настоящее время цех, является на территории России и Украины единственным местом, где сохраняются казачьи гончарные ремесленные традиции прошлых веков.

В Суджанском техникуме искусств, в который было преобразовано музыкальное училище. В 2009 году при техникуме были открыты Творческие керамические мастерские с целью сохранения и развития Суджанского керамического промысла. В настоящее время идет работа по составлению программы развития традиционной керамики в рамках проекта «Суджа гончарная столица Курского края».

Его готовы поддержать отдел народного искусства Русского Государственного музея /Петербург/, ВТОО «Союз художников России» /Москва/ и другие организации. Надеемся, что проект найдет поддержку и казачества, так как Суджа и её традиционные промыслы продолжает сохранять традиции Суджанской казачьей культуры, в том числе в сохранении гончарных ремесленных традиций.

Спесивцев Ю.С.
Народный мастер России,
член Союза художников РФ


Hosted by uCoz