Суджанский техникум искусств

Курский традиционный цветочный ковер.

Причиной развития ковроткачества является широкое использование ковров в быту и при исполнении старинных обрядов, особенно свадебных. На ковре благословляли невесту, коврами украшали свадебный поезд, ковер являлся обязательной частью приданого невесты и передавался по наследству по женской линии.

В первой половине XIX века ковроткачество было распространено во всех основных уездах Курской губернии. Занимались этим ремеслом женщины дома на примитивных ручных горизонтальных станках. Все подготовительные работы (прядение, крашение, изготовление основы) делали сами. Яркие красители также изготавливали сами из местных трав растений – кора ольхи, кора яблони, кожура лука, черест, петрушка и т.д. Из покупных красителей применялись только корень сандала и индиго.

Ковры с цветочным орнаментом могли быть напольные, настенные, постилочные, сувенирные и т.д. Выполняются они по техническому рисунку на вертикальном станке при 20 плотности по основе. Для начинающих художников необходимость передать изображение цветов, листьев, плодов требует хорошим владением рисунком и исключительным чутьем цвета. Работа над эскизами, проектами, переработка проектов в технический рисунок, очень сложный процесс. Учитывается сложность рисунка при подсчете плотности ковра.

Цветы и листья должны быть переработаны в декоративную форму, особенно важно это сделать на техническом рисунке, так как в нем учитывается плотность ковра. Сам рисунок является последним звеном в технологической цепочке пере работой шерстью на станке. Побор шерсти должен быть абсолютно точным той цветовой гамме, которая изображена на проекте.

Техническая сторона подготовки станка не сложна. Вправливаем валы (верхний и нижний) по горизонтали, оставляем возможность винтам натянуть основу, вот практически и все. Натягиваем основу вдвоем придерживая ее, соблюдая одинаковое натяжение по всей площади ковра, а затем натягиваем основу винтами до рабочего состояния.

Те, кто занимается этим творчеством или собирается посвятить часть свободного времени ткачеству, должны знать, что работа по подготовке станка очень ответственная часть всего процесса. Нужно следить, чтобы основа была натянута равномерно, перебрана по десяткам, согласно плотности (на 1 дм 20 пар основы). Рассчитан центр, количество малых клеточек на техническом рисунке должна соответствовать парам нити. Количество прокидок утка должно быть рассчитано таким образом, чтобы не исказить рисунок (номер пряжи).

Ковровая ткань образуется путем переплетения нитей, расположенных перпендикулярно друг другу. Это достигается перебором и фиксацией рейкой внутренней и внешней основы, т.е. происходит зевообразование.

Ткань этих ковров гладкая, рисунок изнаночной стороны идентичен лицевой, что делает ковер двухсторонним, увеличивая его положительнПонедельник начинается в субботуость качества.

Обучение этому ремеслу проходило дома у бабушки и матери. Отмена крепостного права ликвидировала экономическую основу помещичьего ковроткачества – дешевый рабочий труд. Сохранились только крупные фабрики, организованные на новом машинном способе производства.

После отмены крепостного права развивается кустарный ковровый промысел среди населения Курской губернии. Ковроткачеством начинают заниматься не только семьи и села, а целые уезды – Курский, Фатежский, Щигровский, Обоянский, Тимский.

Первая мировая война привела к прекращению коврового производства и только благодаря поддержке земства сохранились некоторые ковровые мастерские. Новый этап в развитии ковроткачества начинается с двадцатых годов XX века. По инициативе опытных ткачих восстанавливается ковровое производство в старых ковровых центрах – Щиграх, Фатеже, Касторной. 30-е годы явились важным этапом в развитии коврового промысла. В это время курские артели были приглашены участвовать в международных выставках – Парижской в 1937 году и Нью-Йоркской в 1938 году. Решение участвовать в выставках принимает артель «Ленинский путь» из деревни Касторная. Мастерицы выполнили ковер «Рог изобилия» в двух вариантах и за хорошее качество ковра были награждены похвальной грамотой и денежной премией. В 50-60 годы курский ковровый промысел превратился в центр производства русских безворсовых двухсторонних ковров. Художественный образ курского ковра всегда был связан с его назначением и это определяло особую его популярность.

В Советское время ковровый промысел получил статус производства, проявилась фабрика по производству ковровых изделий с административным управлением в г. Суджа. 5 цехов работали при полной загрузке и в разных районах области, позволяя тем самым сохранять не только традицию, промысел, но и сотни рабочих мест. После пожара на фабрике и последующих социально-политических изменений промысел перестал существовать. Спустя много лет забвения постарели и ушли на пенсию мастера, ткачихи. Опасаясь потерять окончательно замечательную традицию «Курского цветочного ковра» , группа энтузиастов на базе Суджанского техникума искусств (музыкального училища) при поддержке комитета по культуре Курской области открыла отделение художественного ковроткачества. Это было начало возрождения промысла, опираясь на традиции нам удалось заявить о себе в разного рода выставках и конкурсах. Но проблемы еще остались и они сложны.

Совершенно очевидно, что одними студентами и преподавателями сохранить традиционный промысел невозможно. Необходимо производство, пусть небольшими партиями, но качественной продукции ручной работы. Творческая мастерская, которая открылась при техникуме искусств, год назад дает первые результаты. Благородная цель сохранения и развития традиций «Курского цветочного ковра» стала воплощаться в жизнь. Но, к сожалению, бюджет училища не позволяет содержать очень перспективное направление. Мастерская, где работает один человек (вопрос вакансий), перебои с финансированием, покупкой шерсти, основы, красителей. Отсутствие начального капитала не позволяют говорить о промысле ковров ручной работы, единственном во всем центрально-черноземном регионе, как о живом производстве. Профессиональный уровень выпускников оценен на выставках в академии художеств, всероссийских выставках, ярмарках, конкурсах. Необходимо наш успех поддержать заказами и рекламой. Вступление России в ВТО, а это произойдет обязательно, позволит нашим изделиям с маркой «Курского цветочного ковра» выйти на мировые рынки вне конкуренции. Поскольку культура цветочных ковров уникальна.

А.П. Савченко


Hosted by uCoz