Суджанский техникум искусств

Алексей Иванович Дмитрюков - первый исследователь суджанских кустарных промыслов.

Среди исследователей народного быта, истории и археологии Курского края, в Х/Х столетии А. И. Дмитрюков занимает достойное место. Он родился в 1795 году в Судже в мещанской семье, достаточно зажиточной, что позволило ему окончить Курскую гимназию и затем продолжить свое образование вольнослушателем Харьковского университета по математическому отделению. Всю свою жизнь он работал учителем в родных местах. Преподавал он, не только в Суджанском реальном училище, но был учителем и смотрителем в Щигровском и Рыльском уезде. Как талантливого учителя, его, несомненно, интересовал большой круг вопросов связанных с жизнью суджанских жителей. Особенно его интересовала география, история и этнография. В 1829 -1830 годах по своей инициативе Алексей Дмитрюков провел один из первых в России опытов по изучению археологических памятников, проведя раскопки курганов и городищ в Суджанском уезде в районе села Горналь. Затем в 1849 году он исследовал в г. Рыльске городище Ивана Рыльского и курганы, расположенные в монастырском саду. Материалы исследований позволили ему собрать интересный материал по обитанию в этих местах славянского племени Северян исконных обитателей этих земель. Изучение этих городищ и курганов он производил, опираясь не только на археологию, но серьёзно работая с историческими документами. Что позволило ему собрать ценный материал по истории Суджанского уезда. Дмитрюков А.И. скопировал и опубликовал много ценных для Курского края документов 17-18 веков, что позволило опираться на них и последующему поколению историков и исследователей.

Являясь членом-сотрудником Русского Императорского географического общества, он свои выводы и исследования, публиковал в газетах, журналах того времени, а также передавал их для изучения ведущим ученым. Так основоположник восточнославянской этнологии Д. К. Зеленин назвал его работы по описанию образа жизни русского и украинского населения – «выдающимися по подробности описания». Значительная неопубликованная часть их хранится в архиве Российского Географического общества. Долгие годы он вел переписку с известным историком и писателем М.П. Погодиным, эта переписка бесценная для истории и культуры г. Суджи, хранится в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки. Круг интересов его был очень разносторонним. По заданию Императорской Академии наук, он вёл метеорологические и астрономические наблюдения за что был удостоен Благодарности в послужной список. Несомненно, эти факты его работы говорят о его таланте, не только как педагога, но и как ученого практика, который смог поднять интерес к городу Судже на Российский уровень.

Чтобы понять круг его разносторонних интересов можно привести, например статью «О водоподъёмных насосах», которую, он опубликовал в газете «Курские Губернские ведомости» №40 1855 году. Писал Дмитрюков и об очень актуальной для Судже проблеме о прокладке через Суджу шоссейной дороги – «Суджа, где роскошь не совсем еще восторжествовала над прежнею простотою нравов и где жители ищут доходов в разделении занятий. При помещении города на большой дороге, несмотря на частые в нем пожары, скоро выйдет из-под пепла и возникнет порядочным городом, особенно если окажется возможность провести, хотя только через город с подгородными слободами, шоссейную дорогу, могущую уничтожить трудный через него проезд, по случаю бывающей в нем сильной грязи». В «Курских губернских ведомостях» №23 за 1853 год он сообщает о чудесном событии, случившемся в Судже в 1841 году, когда в сильнейшем пожаре случившимся в городе, чудесным образом сохранился Троицкий храм. От раскаленного воздуха загорались ближние строения, порывы бури переносили пламя на дальнее расстояние, а храм, находившийся в центре этого пожара, уцелел. Жители города в знак искреннего сокрушения перед Богом 17 мая 1853 года заложили при Троицкой церкви теплый предел во имя Святителя Христова Митрофана. Собрав на эти цели только в день закладки 300 рублей серебром. Этот пример, очень интересен тем, что показывает, как высока была нравственность жителей города Суджи, которые с трепетом относились к своим святыням. Сохраненный дивным образом храм и сейчас является главным украшением города, и также нуждается в сборе средств на его реконструкцию, так как в 2012 году исполняется 200 лет со дня его освящения.

В данной статье мне хотелось подробнее написать о том, что А.И. Дмитрюков был, пожалуй, единственным, кто в середине Х/Х века стал изучать на научной основе быт и культуру суджан, и как её составляющую кустарные ремесла и промыслы. Он застал эти промыслы в период относительного расцвета, поэтому дал объективную оценку их состояния, убедительно показал исконность этих промыслов. В журнале «Вестник Императорского Русского Географического общества» за 1854 год, он публикует статью «Ремесла в городах Судже и Рыльске», где даёт интересный сравнительный анализ состояния ремесел в этих городах. Уже в начале своей работы он указывает на то, что в Судже ремесла и промыслы развивались с глубокой старины, как ремесла, исконно существовавшие в городе. На то, что некоторые ремесла, возникли на основе цеховых профессиональных ремесленных объединений мастеров. Это 5 ремесленных цехов: ковальский /кузнечный/, калашницкий /хлебников/, кравцов /портных/, горшечный /гончарный/ и ткацкий. Он дает подробное описание этих основных для Суджи ремесел, а также показывает, что именно цеховое устройство промыслов в Судже, дало тот высокий уровень развития ремесел по сравнению с тем упадком, что наблюдается в Рыльске. Также, он кратко описывает остатки тех цеховых традиций, какие наблюдаются у цеховых мастеров. Это, прежде всего «Цеховые значки или хоругви, употреблявшиеся ещё недавно при всех крестных ходах и при несении тела на кладбище, причем мары /носилки/ покрывались цеховым сукном с изображением на нем цеховых знаков и надписи… Каждый цех составлял свое особое общество их тех же жителей – мастеровых. Он имел цехмейстера, старших мастеров и младших – подмастерьев. Собрания были в доме цехмейстера или в другом, избранном цеховыми, там же хранилась скрынька /сундук/ с цеховою суммою, цеховые значки, сукно и прочие принадлежащие цеху вещи.

Письменно дел не производили, а отправляли всё словесно». Очень интересен и другой отрывок об учениках в цехах – «Ученики были троякие: платившие деньги за учение, грубники, бедные, взятые для обучения из сострадания, без платы. И третьи, взятые на урочное время сироты, которых раздавало общество с обязательством мастера учить сироту своему ремеслу, содержать на своём платье и обуви, пище и вносить за него подати. Например, если сирота был малолетний, от 5 до 10 лет, то отдавали на 12-15 лет, если взрослее на меньшее число лет. Причем все общество выигрывало тем, что получало будущего сочлена, привыкшего к труду, наученного ремеслу, сохранившего нравственность, сирота удобнее всего со временем смог бы сделаться подмастерьем, мастером и хозяином. А воспитавший его мастер получал награду от работы малолетний приходил в возраст. Нищенство и тунеядство, с происходящими от них пороками, не распространялось». Эти нравственные цеховые обычаи, какие, возникли в казачьей среде распространялись затем и на других жителей, что укрепляло нравственность в г. Суджа.

Наиболее подробно рассказывается о Суджанском кузнечном промысле, который во времена жизни А.И. Дмитрюкова был в самом процветающем состоянии. «Первые кузни были при проезде в Сумы, Рыльск, Льгов, близь Гусиного болота – 25 кузниц 40 горнов. Вторые при выезде из Суджи в Курск, Обоянь и другие близ речки Суджа – 18 кузниц 36 горнов. В слободе Заолешенке – 7 кузниц 8 горнов, в слободе Замостье – 4 кузницы 8 горнов. Потребление кузнецами железа в Судже в год 10 000 пудов. Три кузницы славились выработкой топоров – 1500 в год, а также долотами, ножнами, сверлами и другими изделиями. Подковы, сошники, серпы, заступы, лопатки, буровы, шворни, мельничьи принадлежности делают искусно во всех кузницах ручными молотами, даже лемех для английского плуга. Слесарные и медные вещи выделывают потомки «котлярей» медников, которые занимаются починкой ружей, замков, самоваров или деланьем новых с заметным искусством. Ружья были представлены на Коренную ярмарку, а пистолет работы котляра Александра Карелина заслужил похвальный лист. Пробовали подражать суджанцам и в изготовлении подков, но извозчики всегда угадывали, что это не Суджанские, у которых никогда передний шип не загибают, отковывают его отдельно, вставляют в пробитую скважину и потом приваривают, так чтобы не было заметно сварки. Серпы здешние уважают лучше, чем заграничные, которые появляются на ярмарке, были изогнуты и менее удобны в работе».

Описанию гончарного промысла, также уделено достаточно много места. Дмитрюков А отмечает, что «Горшечники здешние занимаются не одним деланьем горшков, но они и же печники делают изразцы, по-здешнему «кафли». Глину добывают в Суджанском уезде разных сортов и доброты. Есть глина желтоватая с красными прожилками, синеватая с черными, темная и прочие. От умения смешивать разные сорта глин зависит доброта горшков, которыми славится Суджа в смежных уездах». В описании он приводит цены на гончарную посуду, и печные изразцы подробно описывает какие изразцы, делали мастера. Важно упоминание о том, что изразцы покрывали глазурью желтого, палевого и зеленого цвета. Упоминает он и о том, что суджанские мастера делали художественную керамику «Кроме изразцов делают ещё из глины, помуравленные различные затейливые сосуды в виде медведей, орлов и других животных, и даже самовары». Этот факт интересен тем, что в России, это одно из первых упоминаний о фигурных сосудах. Например, в Скопине Рязанской губернии их начинают делать только в 60 годах Х/Х века. Важен и сам факт того, что мастера гончары используют для покрытия изделий глазурь, так как далеко не все промыслы в то время имеют в своём развитии эти технологические средства. Особенно интересен и тот факт, что Суджанские гончары в отличие от Рыльских в своей работе использовали ножной гончарный круг, какой вращали ногами. Рыльские же гончары работали в то время на ручном гончарном круге, и только молодое поколение мастеров приучилось работать в Глухове, на ножных гончарных станках.

Мастера гончары в Судже знали и печное дело, о чем упоминает Дмитрюков А.И. так, они могли класть печи простые голландские, и стоило им посмотреть на какое-либо новое устройство печи, они могли его повторять и делать печи новой конструкции. Мастера могли делать также цеглу, подовый кирпич, а также обычный строительный. Он приводит интересный факт том, что после пожара в сл. Гончарной некоторые гончары, построили себе избы из кирпича, какой сами изготовили и положили кирпич, кто на извести, а кто на глине. Эти ценные сведенья о гончарном промысле показывают его активное развитие в течение практически 200 лет, начиная с середины 17 века.

В своих работах, он упоминает и другие ремесла, и промыслы какие бытовали в Судже, это серебряники, сапожники, кожевники, столяра, бондари-бочары, красильщики, а также иконописцы. Которые, в Судже работают из поколение, в поколение, перенимая ремесло от отца к сыну, от деда к внуку.

Наиболее известная его работа по этнографии опубликована в журнале «Московский телеграф» №9, 11 1831 статья «Нравы, обычаи и образ жизни в Суджанском уезде», где он даёт подробное описание жителей, как русских, так и украинских проживающих в уезде. Очень ценна его статья, написанная им в «Курских губернских ведомостях»№22 от 29 мая 1865 года «Об отчуждении старозаимочных земель войсковых обывателей людям всякого сословия» в ней он убедительно доказывает, что значительная часть суджанских жителей принадлежит к казачьему сословию на том основании, что они исконно проживали на своей казачьей земле и владели ей на правах полной частной собственности. Ссылаясь на документы и акты земельных владений, он показывает, что жители Суджанские в своем большинстве - это природные казаки, войсковые обыватели, ставшие затем, после реформ государственными крестьянами. Более того, земли эти в свое время не входили в число земель принадлежащих Московскому государству, поэтому не могли быть пожалованы царями за службу, как это произошло с землями казаков Рыльского и Льговского уездов которые были пожалованы Петром Великим Гетману Мазепе. Жители этих двух уездов уездов не могут претендовать на право частной собственности на землю. Это важные сведенья остаются актуальными и в наши дни, для понимания, а какое население жило в этих местах и кем по существу являются и в наши дни, коренные жители Суджанского уезда. В своей статье он в частности пишет: «Посему Палата Государственных имуществ должна будет, согласится, что бывшие казачьи, а ныне войсковых обывателей земли, могут быть отчуждаемы и теми войсковыми обывателями, у которых за давностью времени утеряны законные документы. Это непосредственно связано и с теми народными культурными традициями, какие бытовали на Суджанской земле на протяжении трех столетий. В наше время эта работа Д.И. Дмитрюкова также очень важна, так как и сейчас значительная часть коренных жителей, Суджанского района может по праву гордиться своим казачьим происхождением. Это касается не только жителей исконного украинского происхождения, но и русского, так как проживание их предков на казачьей земле и владение землёй, давало право на службу в казачьих, а затем и в драгунских и гусарских полках.

Умер А.И. Дмитрюков в 1868 году и за свою жизнь многое успел сделать, для своего Родного края – Суджанской земли. До самой своей смерти его работы продолжали иметь интерес у публики и выходить в различных изданиях. Даже вызывали споры в культурной среде того времени, о его гипотезах и научных работах, однако общественность знает очень мало, поскольку большинство его работ было доступно только в рукописях.

Имя Алексея Ивановича Дмитрюкова известного в своё время учителя, пожалуй, сейчас известно только историкам и краеведам. А между тем его заслуги в 1852 году были оценены по достоинству он был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени «в знак 35-летней беспорочной службы по воспитанию юношества». Конечно, Суджанам очень важно, чтобы труды Алексея Дмитрюкова были изучены и опубликованы, так как они дают важный до настоящего времени материал о прошлом Суджанского района. Помогают понять истоки не только своей малой родины, но и прикоснуться к истории своей семьи, своих корней.

Ю.С. Спесивцев
Народный мастер России,
член Союза художников РФ


Hosted by uCoz